Культура: Оскар увяз в толерантности и предсказуемости

Культура: Оскар увяз в толерантности и предсказуемости
ФОТО: vz.ru

Левиафан уступил польскому фильму про Холокост, награду за лучший адаптированный сценарий получила лента о трагической судьбе гениального гея, особо отмечены актеры, сыгравшие инвалидов, а действительно выдающийся Снайпер Клинта Иствуда зарубили на финише за ура-патриотизм.

По части главных призов сюрпризов также не было, если не считать сюрприза от Эдварда Сноудена. 87-я церемония вручения наград Академии кинематографических искусств и наук закончилась победой картины мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньяриту «Бердмэн». Лучший фильм года обошел в главных номинациях своего единственного настоящего соперника - «Отрочество» Ричарда Линклейтера. В борьбе же за «Лучший фильм на иностранном языке» «Левиафану» пришлось уступить польской драме о Холокосте.

#{bigimage=873748}По большому счету, работы, претендующие на победу в главной номинации (разумеется, кроме «Отрочества») сыграли с «Бердманом» в поддавки: «Отель «Гранд Будапешт», «Игра в имитацию», «Американский снайпер» и «Одержимость» - это работы не просто разные, а именно что несопоставимые с фаворитами. При этом историческая драма «Сельма» и «Вселенная Стивена Хокинга» - картины пусть и неплохие, но явно претендующие на победы в других номинациях.

Поэтому прогнозы критиков относительно главной награды разделились между основными претендентами - собственно, «Бердмэном» и «Отрочеством». Правда, «Бердман» незадолго до церемонии в Лос-Анжелесе собрал кинонаграды, которые позволили ленте мексиканского режиссера уверенно надеяться на первый приз. Среди маркеров, которые - по принятой в Голливуде логике - безошибочно предвещали если не победу, то серьезную заявку на нее, - и несколько «Золотых Глобусов», и «Выбор критиков», и Премия Гильдии режиссеров Америки, и многие другие. В российский прокат «Бердман» вышел совсем недавно, и отечественному зрителю еще предстоит оценить все достоинства и недостатки этой драмеди с жирными аллюзиями на «Бэтмена».

Амбициозное же «Отрочество», которое снимали 12 лет с явной заявкой на эпохальное повествование о философии и природе времени, в итоге доедало остатки. Ленту отметили в контексте лучшей женской роли второго плана, которая досталась Патриции Аркетт. Действительно, редкий случай (причем, как для документального кино, так и для игрового), когда съемочный процесс не просто затягивается, а ставит своей целью показать, как движется время в кадре. И Аркетт чисто по-женски совершила подвиг: естественно, состариться на камеру под силу далеко не каждой, и было бы странно не отметить такую работу «Оскаром».

Однако и «Бердмена» - ироничную картину об актере-неудачнике, который готовится к чуть ли не главной роли в своей жизни, нельзя недооценивать. Помимо тончайшей трагикомичности, фильм был снят практически без склеек, за что отдельно отметили «Оскаром» оператора Эммануэля Любецки. Иньяриту также получил приз за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий.

В общем и целом, «Оскар» практически со стопроцентным попаданием оправдал прогнозы критиков. 87-я церемония стала одной из самых предсказуемых в истории.

Статуэтки за лучшую мужскую и женскую роли получили актеры, сыгравшие в равной степени трагические истории физической и интеллектуальной деградации человека. В первом случае это Эдди Редмейн за роль во «Вселенной Стивена Хокинга». В женской лиге лучшей оказалась Джулианна Мур за роль интеллектуалки, страдающей прогрессирующей болезнью Альцгеймера. Мировая пресса практически единодушно констатировала, что конкурентов у Мур просто нет - такой год. И ее работа слишком яркая и по-своему (по-актерски) героическая, чтобы обойти вниманием, и остальные слишком формальные, номинированные будто «для комплекта». Что до Редмейна, сумевшего отобразить погружение великого ученого в инвалидность, обойти его в гонке за «Оскаром» мог бы Бенедикт Камбербэтч, также сыгравший ученого тяжелой судьбы - одного из пионеров киберетики и гениального английского криптографа Алана Тьюринга, но киноакадемики, видимо, решили, что у Камбербэтча еще все впереди, а то, что он хорошо умеет играть гениальных социопатов, и так всем известно (см. сериал «Шерлок»).

Зато «Игра в имитацию» получила свой «Оскар» в номинации лучший адаптированный сценарий, хотя как раз не факт, что сценарий в этой истории и впрямь - лучшее: как его ни крути, он довольно синтетический. Все же история жизни Тьюринга все же обошла и Джейсона Хола со «Снайпером», и «Одержимость», и «Вселенную Стивена Хокинга».

Лучшим актером второго плана стал Джей Кей Симмонс, отличившийся своими обсценными монологами в «Одержимости». Эту музыкальную драму отметили также за лучший звук и лучший монтаж.

В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» «Левиафану» пришлось уступить польской драме о Холокосте - «Иды». Несмотря на приблизительную схожесть гуманистического пафоса этих картин, лента Павла Павликовского заручилась большим интересом как киноакадемиков, так и СМИ, благо тема Холокоста с точки зрения экспорта до сих пор работает почти без осечек, и проблемы «маленького человека» из российской глубинки ей явно не конкурент.

Зато свою статуэтку как критерий интереса не только кинообщественности завоевала лента Лоры Пойтрас о бывшем сотруднике американских спецслужб Эдварде Сноудене «Гражданин четыре», - она была признана лучшей документальной картиной. Все-таки Голливуд в американских прериях - та еще оппозиционная фронда, и если есть возможность «вставить шпильку» федеральному правительству, то вставит обязательно. В том числе и поэтому мало то верил в успех «Снайпера» - одной из лучших работ в режиссерской карьере великого Клинта Иствуда, которому в мае исполнится 85 лет, - многие критики нашли «Снайпера» слишком «ура-патриотичным» для преимущественно либеральной Академии (тут стоит напомнить, что Иствуд - один из немногих режиссеров-республиканцев на «Фабрике грез).

А вот пряничная детективная история «Отель «Гранд Будапешт» совершенно справедливо завоевала сразу четыре статуэтки, пусть и второстепенные, но во всех смыслах заслуженные: за костюмы, грим, саундтрек и декорации. В сущности, «Гранд Будапешт» вполне мог бы составить здоровую конкуренцию «Игре в имитацию» в борьбе за лучший адаптированный сценарий, однако у показательно-толерантной «Имитации» (Тьюринг стал одной из жертв борьбы с гомосексуализмом тогда, когда с ним в Британии еще боролись) особых заслуг по части визуального ряда просто нет. При этом не отметить картину, затрагивающую тему «гениальных-не-таких», было бы для западного мира просто оскорбительно.

В сухом остатке: «Оскар» становится все более и более предсказуемым. В прошлом году все ключевые статуэтки также попали в руки в соответствии с прогнозами критиков. Создается впечатление, что академики вняли критике и перестали «оригинальничать». По закону подлости, от критики их это не избавило, просто ругать стали за предсказуемость. Будет ли найден баланс, покажет время. В любом случае, несмотря на ежегодное поступательное охаивание, «Оскар» был и остается одной из самых рейтинговых церемоний в мировой истории шоу и самой престижной кинонаградой на планете. Нравится нам это или нет.

Теги:

кино, Оскар, кинопремии

Закладки:.

лучший оскар сценарий критиков фильм стивена гранд номинации

2015-2-23 12:25

лучший оскар → Результатов: 14 / лучший оскар - фото


На "Оскар" в категории "Лучший фильм" претендуют восемь картин

Стали известны номинанты на кинопремию "Оскар" в категории "Лучший фильм". На премию выдвинуты "Снайпер" (реж. Клинт Иствуд), "Отрочество" (реж. Ричард Линклейтер), "Отель "Гранд ... gazeta.ru »

2015-01-15 16:49

"Отель "Гранд Будапешт" и "Малефисента" претендуют на "Оскар" за лучший грим

На номинацию "Лучший грим и прически" Американской киноакадемии претендуют семь фильмов, сообщает Deadline. В шорт-лист вошли картины "Вселенная Стивена Хокинга", "Малефисента", "Новый Человек-паук: ... gazeta.ru »

2014-12-16 12:16

Фото: vz.ru

Культура: "Оскары" в 86-й раз нашли своих обладателей

В Лос-Анджелесе прошла очередная церемония вручения премий Оскар. Лучшим фильмом ожидаемо была названа картина 12 лет рабства,режиссером Альфонсо Куарон, актером - Мэтью Макконнэхи, актрисой Кейт Бланшетт. vz.ru »

2014-03-03 12:02

"Оскар" за лучший фильм получила картина "12 лет рабства"

Премию Американской академии киноискусств "Оскар" в номинации "Лучший фильм" завоевал фильм "12 лет рабства", режиссер – Стив Маккуин. Помимо него на премию были номинированы: "Афера ... gazeta.ru »

2014-03-03 07:58

В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" "Оскар" получил фильм "Великая красота"

Премию Американской академии киноискусств "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" завоевал фильм "Великая красота", режиссер - Паоло Соррентино (Италия). Помимо него на премию были ... gazeta.ru »

2014-03-03 05:52

Премию "Оскар" в номинации "Лучший анимационный фильм" завоевало "Холодное сердце"

Премию Американской академии киноискусств "Оскар" в номинации "Лучший анимационный фильм" завоевал фильм "Холодное сердце", режиссер - Дженнифер Ли. Помимо "Холодного сердца" на премию были ... gazeta.ru »

2014-03-03 05:20

Картина про Pussy Riot вошла в число номинантов на "Оскар" за лучший документальный фильм

Права на показ фильма о Pussy Riot ранее приобрел американский канал HBO. Картина была показана зрителям канала 10 июня 2013 года. Британский телеканал BBC также включил фильм в свою телепрограмму и выпустил его в эфир 21 октября 2013 года. newsru.com »

2013-12-04 05:44

Фото: gazeta.ru

Мишель Обама объявила "Оскар" за лучший фильм - это "Операция "Арго"

Картина Бена Аффлека "Операция "Арго" получила "Оскар" как лучший фильм. Победителя в главной номинации по видеосвязи объявила супруга президента США Барака Обамы Мишель Обама. Ранее стали известны победители ... gazeta.ru »

2013-02-25 08:00

Фото: gazeta.ru

"Любовь" Михаэля Ханеке получила "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке

Фильм "Любовь" австрийского режиссера Михаэля Ханеке получил "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке на церемонии вручения наград Американской киноакадемии, которая проходит вечером в воскресенье в ... gazeta.ru »

2013-02-25 05:54