Культура: "Овечка Долли была злая и рано умерла": Ностальгия для любого возраста

Культура: Овечка Долли была злая и рано умерла: Ностальгия для любого возраста
ФОТО: vz.ru

В четверг в российский прокат выходит комедия с элементами научной фантастики Овечка Долли была злая и рано умерла. Работа Алексея Пиманова наш ответ американцу Марти МакФлаю (Назад в будущее) и привет Алисе Селезневой от благодарных потомков.

В целом это ностальгический и довольно симпатичный фильм, что с российскими комедиями случается не часто. Придумать правильное название - бойкое, цепляющее, интригующее - это очутиться на полпути к победе. «Овечка Долли» в этом плане слегка уступает рекордсменам («Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» Мигеля Артета, «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде и так далее), но надолго врезается в память вкупе с оригинальным оформлением афиш и постеров. Зритель ожидает научно-фантастического рассказа о животноводстве, удоях-надоях, рекордных сборах шерсти и прелестях клонирования отдельных особей, но его ожидает первый - приятный - сюрприз: фильм вовсе не об этом.

Никита (Данила Шевченко) - современный юноша, талантливый студент последнего курса МИФИ, экспериментирует с возможностями телепортации - и небезуспешно: подопытная мышь то и дело оказывается в опасной близости от преподавательницы, которая, понятное дело, при виде грызунов бьется в истерике и падает в обморок.

Его родители (Даниил Воробьев и Ирина Ильинская) - типичные московские интеллигенты-бессребреники, проживающие в огромной квартире с видом на Кремль. Никита со свойственным ему юношеским максимализмом считает их лузерами, ведь они по старой привычке двигают науку за жалкую зарплату в 35 тысяч, а сам он планирует прежде всего зарабатывать на своих изобретениях.

Зрителей знакомят с героями на концерте некоего сверхпопулярного певца Максимилиана (Роман Полянский), исполняющего тошнотворную попсу а-ля Стас Михайлов («Лето в январе, лето в январе мы хотели») в расчете на невзыскательную женскую аудиторию. Никита с удивлением выясняет, что этот самый Макс - бывший однокурсник его «предков», с которым было немало пройдено, пережито и выпито. Теперь же поп-звезда их просто не узнает. Обычная история.

Но юношу эти жизненные перипетии волнуют мало. В промежутках между опытами над мышами он находит в лаборатории таинственный прибор и с помощью нескольких манипуляций паяльником - нет, не клонирует мышь или овцу, но переносит себя в прошлое, в 1985 год, причем, как говорится, со времен «Терминатора», в чем мать родила - в рваных джинсах, красных «конверсах» и с купюрой в сто баксов в кармане («Спрячь! Это статья!»).

В прошлом Никита знакомится со своими будущими родителями - молодыми хиппарями, их друзьями (тот же Макс - рок-герой местного масштаба, вылитый Костя Кинчев), а самое главное - влюбляется в девушку Машу (держитесь крепче, это Юлия Савичева и второй приятный сюрприз фильма), сироту и талантливого ученого. Дабы не шокировать окружающих, наш герой представляется студентом по обмену (что характерно, из Гомеля), но все равно чересчур выделяется на фоне новых друзей - прической, миелофоном (то есть мобильником) и незнанием советской культуры быта. Где тут у вас интернет? А это что, очередь за колбасой? С ночи надо записываться? Что, правда?!

К счастью, создатели фильма не особенно напирают на ретро-детали, «Овечке Долли» чужд высокобюджетный пафос, красочность и манерность «Стиляг». Режиссера Алексея Пиманова интересует не столько достоверность жизни столицы 30-летней давности, сколько атмосфера беззаботности, присущей студенчеству во все времена, чувство, что перед тобой открыты все пути и можно свернуть горы. И ни слова о гласности и перестройке - фильм совершенно аполитичный.

Элементы научной фантастики при этом расходуются экономно, спецэффекты отсылают к «теплой, ламповой» советской НТР-продукции для детей и юношества («Отроки во Вселенной», «Москва - Кассиопея»), а теории и термины из псевдонауки подчеркивают комизм происходящего. Особенное удовольствие - наблюдать, как трехэтажным синхрофазотроном кроет Юлия Савичева. Не уступает ей и Виктор Сухоруков, исполняющий роль декана факультета по кличке Громозека (еще одна аллюзия на Алису Селезневу).

Но научная фантастика - не самое сильное место «Овечки Долли», скорее ширма, формальный прием. Картина довольно эффективно (приглушенно и не в лоб, подобно тем же «Стилягам») работает со столь тонкой материей, как ностальгия. Аудитория «35 плюс» будет приятно удивлена не общим полотном, а отдельными (их не так уж и мало) мазками, штрихами; оценит сознательный отказ и от эксплуатации советских мифов, и от громогласного ревизионизма. Для молодежи же имеется полный набор потребных жанру романтической комедии элементов, без которых в современном мире кассы не сделать.

В целом «Овечка Долли» - скромный проект, но, что видно за версту, сделанный искренне и с любовью. Зрители это чувствуют. Даже прописные истины - цените друзей, позвоните родителям, будьте добрыми и проживите долгую счастливую жизнь - после просмотра не кажутся такими уж банальными. В конце концов, с ними не поспоришь.

А что, собственно, бедная овечка Долли, спросите вы? Ну да, она была злая и рано умерла.

Теги:

кино, комедия, российское кино

Закладки:.

долли овечка никита фильм друзей рано умерла злая

2015-2-19 16:35